Ибн ‘Аббас рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал ‘Аббасу ибн ‘Абдуль-Мутталибу: «О ‘Аббас! О дядя! Не сделать ли мне тебе подарок? Не сообщить ли мне тебе о десяти вещах, и если совершишь их, простит Аллах тебе твои прошлые и настоящие грехи, старые и новые, совершенные по ошибке и осознано, большие и малые, тайные и явные? Соверши четыре рак’ата молитвы, читая в каждом Фатиху и еще какую-либо суру. Затем после того, как ты прочтешь это в первом рак’ате, скажи, будучи стоящим: “Субхана-Ллах, уаль-хамаду ли-Ллях, уа ля иляха илля-Ллах, уа-Ллаху акбар”, — пятнадцать раз.
Затем соверши поясной поклон и произнеси эти слова, будучи в поясном поклоне, десять раз. Затем выпрямись из поясного поклона и произнеси это десять раз. Затем соверши земной поклон и произнеси эти слова десять раз. Затем подними свою голову из земного поклона и произнеси эти слова десять раз. Затем снова соверши земной поклон и произнеси эти слова десять раз. Затем подними голову из земного поклона и произнеси эти слова десять раз. Таким образом, эти слова следует произносить в каждом рак’ате по семьдесят пять раз. И совершай так в каждом из четырех рак’атов. Если ты сможешь совершать эту молитву каждый день, то делай это. Если же не сможешь, то совершай каждую пятницу. Если не сможешь так, то раз в месяц. Если не сможешь и так, то раз в год. А если не сможешь и этого, то один раз в жизни!»” [Абу Дауд 1297, Ибн Маджах 1387, Ибн Хузайма 1216, аль-Хаким 1/318, аль-Байхакъи 3/51, ат-Табарани 1/329.]
Описание молитвы Тасбих, упомянутое в этом хадисе, является самым достоверным из всех существующих. Хафиз аль-Мунзири говорил: “Большинство передатчиков сошлись на описании молитвы Тасбих, упомянутой в хадисах Ибн ‘Аббаса и Абу Рафи’а”. [См. “ат-Таргъиб” 1/470.]
Иснад данного хадиса является достоверным. Все передатчики этого хадиса заслуживают доверия. ‘Абдур-Рахман ибн Бишр – достойный доверия передатчик, о чем сообщается в «ат-Такъриб».
Он один из передатчиков имамов аль-Бухари и Муслима. Его также назвали правдивым Ибн Абу Хатим и Ибн Хиббан, а имам аль-Хаким сказал о нем: «‘Алим (ученый),сын ‘алима, внук ‘алима». [См.
“ат-Тахзиб” 6/144.]
Что касается Мусы ибн ‘Абдуль-‘Азиза, то относительно него имамы высказывались по-разному. Ибн Мадини и ас-Сулеймани считали его слабым рассказчиком, однако Ибн Ма’ин и ан-Насаи считали его достойным доверия. Когда же ‘Абдур-Раззакъа спросили про него, он отозвался о нем с большой похвалой. [См. «аль-Мустадрак» 1/319.]
Что касается Хакама ибн Абана, то его считали надежным передатчиком Ахмад, Ибн Ма’ин, Ибн аль-Мадини, Ибн Намир, ан-Насаи, аль-‘Иджли, чего вполне достаточно как довода относительно надежности данного передатчика. [См. «ат-Тахзиб» 2/423.]
Что касается ‘Икримы, то на него опирался имам аль-Бухари. А хафиз Ибн Хаджар в “ат- Такъриб” сказал о нем: “Достойный доверия, ученый в области тафсира. Неизвестно, чтобы он лгал от имени Ибн ‘Умара и неизвестно от него нововведений”.
Таким образом, мы видим, что в иснаде данного хадиса нет передатчиков, которые бы обвинялись во лжи или фальсификации.
Имам аль-Байхакъи передал, что Абу Хамид ибн аш-Шаркъи сказал: “Я слышал, как имам Муслим говорил: «Нет относительно молитвы Тасбих достоверного хадиса, кроме этого»”.
Имам Ибн Шахин передал со слов Абу Бакра сына Абу Дауда, что имам Абу Дауд сказал: “Самый достоверный хадис относительно молитвы Тасбих, это данный хадис от Ибн ‘Аббаса”. Он также говорил: “Иснад этого хадиса достоверный”.
Хафиз аль-Мунзири сказал: “Этот хадис передается множеством путей, и его достоверность подтвердили многие ученые, среди которых хафиз Абу Бакр аль-Аджурри, наш шейх Абу Мухаммад Абдур-Рахим аль-Мисри и Абуль-Хасан аль-Макъдиси”. [См. “ат-Таргъиб” 1/468.]
Сам же хафиз аль-Мунзири сказал, что все передатчики данного хадиса являются рассказчиками, на которых следует опираться. [См. “Мухтасар ас-Сунан” 2/89.]
Имам аз-Заркаши в “Ахадису аш-шарх” сказал: “Этот хадис достоверный, а не слабый, не говоря уже о том, чтобы быть ложным”.
Хафиз Ибн Хаджар в “аль-Амали” сказал: “Иснад этого хадиса является хорошим”.
Имамы, посчитавшие хадисы о молитве Тасбих достоверными
Имам ад-Даракъутни сказал: “Самое достоверное, что есть о достоинствах чтения Корана – это достоинство суры аль-Ихляс, и самое достоверное, что есть о достоинствах молитвы – это молитва Тасбих”. [См. “аль-Азкар” 158.]
Имам аль-Байхакъи говорил: “Передается, что ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак совершал молитву Тасбих, и передают об этой молитве праведники друг от друга, и это усиливает то мнение, что этот хадис от пророка (мир ему и благословение и Аллаха)”. [См. «‘Аунуль-ма’буд» 4/124.]
Имам ад-Дайлями сказал: “Молитва Тасбих – одна из самых известных молитв, имеющая достоверный иснад!” [См. “Муснад аль-Фирдаус” 2/43.]
Имам Абуль-Хасан ас-Синди говорил: “Относительно достоверности хадисов о молитве Тасбих ученые говорили много, и правильным является то, что хадис достоверен и следует воплощать его в жизнь”. [См. “Хашия ‘аля Сунан Ибн Маджах” 1/420.]
Большинство имамов, как первых, так и последующих поколений после тщательного изучения хадисов о молитве Тасбих пришли к выводу, что хадисы об этой молитве имеют основу, и что на них следует опираться и претворять в жизни.
Среди имамов, подтвердивших достоверность хадиса о молитве тасбих:
Муслим, Абу Дауд, Ибн Мандах, ад-Даракъутни, аль-Хаким, аль-Аджурри, Ибн ас-Сакан, аль-Мунзири, аль-Асбахани, Абу Муса аль-Мадини, аль-Хатыб аль-Багъдади, аз-Заркаши, Абу Са’д ас-Сам’ани, ас-Субки, аль-‘Аляи, аль-Балькъини, ас-Сарахси, Ибн Хаджар, аз-Забиди, Ибн Насыруддин, Ибн Тулюн, Ибн ‘Абидин, аль-Лякнауи, ас-Синди, ас-Суюты, Мухаммад аль-Мубаракфури, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури идр. [См. “ат-Тарджих” 42. “ан-Накъду ас-сахих” 30, “ат-Тальхис” 2/7, “Джами’уль-усуль” 6/254, «‘Аунуль-Ма’буд» 4/124, “ат-Танкъих лима джа-а фи саляти-ттасбих” 64-70.]
Многие имамы, как из числа предшествующих, так и современных, посвятили теме молитвы Тасбих отдельные труды, в которых они тщательно разбирали достоверность этой молитвы.
Среди этих трудов можно выделить:
«Тасхих саляти-ттасбих» имама аль-Асбахани; «Саляту-ттасбих» имама Абу Са’да ас-Сам’ани; «Тасхих саляти-ттасбих» Абу Мусы аль-Мадини; «ат-Тарших ли саляти-ттасбих» Таджуддина ас-Субки; «ат-Тарджих ли хадис саляти-ттасбих» хафиза Ибн Насыруддина ад-Димашкъи; «ат-Тасхих ли саляти-ттасбих» имама ас-Суюты; а также «ат-Танкъих лима джа-а фи саляти-ттасбих» Джасима ад-Дусари.
Дополнительно: http://darulfikr.ru/node/1155
А Аллах знает лучше
Источник: http://minbar.kz/islam/blog/id/4468
Хадис о дозволенности возмещения намаза
Ва алейкум салям ва рахматуллах! Этот хадис передал Абу Дауд №438 и он является недостоверным.
Текст хадиса: Нам рассказал Халид ибн Сумайр, который сказал: «Однажды к нам из Медины приехал ‘Абдуллах ибн Рабах аль-Ансари, которому ансары приписывали понимание религии[1] и он рассказал нам, сказав следующее: “Абу Къатада аль-Ансари – (один) из рыцарей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил мне о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в поход (который назвали) “Джайш аль-умараъ”», (и далее он привел) эту историю.
— И мы не просыпались, пока не взошло солнце и встали напуганные из-за того (что пропустили) молитву, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тихо, тихо!” А когда солнце поднялось высоко, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот из вас, кто обычно совершает два рак’ата (перед) утренней молитвой, пусть совершает их (и сейчас)”. И те, кто совершил их и те, кто еще не сделал этого, встали и совершили молитву, а затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел сделать призыв к молитве и когда это сделали, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и совершил с нами молитву. Когда он закончил, он сказал “Разве мы не восхваляем Аллаха, что нас от молитвы не отвлекли дела этого мира? Однако, наши души были в руках Великого и Всемогущего Аллаха и Он вернул их когда захотел. И тот из вас, кто застанет утреннюю молитву на следующий день (в обычное время), пусть восполнит ее[2] с ней[3]”».[4]
Шейх аль-Албани сказал: «Отклоненный хадис/шазз/».
Все передатчики данного хадиса надежные. Однако передатчик по имени Халид ибн Сумайр ошибся в нем в трех местах. Первое — это то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не принимал участие в этом походе.
О том, что он ошибся в этом, утверждали Ибн Джарир, Ибн ‘Абдуль-Барр и др. Второе — это его слова: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот из вас …» до слов «… пусть совершит их (и сейчас)». Третье — его слова «И тот из вас, кто застанет …» и т.д.
Это в частности противоречит тому, что передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как об это передается в хадисе ‘Имрана ибн Хусайна, в котором сообщается, что люди спросили: «О посланник Аллаха, не следует ли нам восполнить ее нам завтра в ее положенное время?» На что он ответил: «Неужели вы думаете, что ваш Всеблагой и Всевышний Господь примет от вас риба, в то время как Он его вам запретил?!”[5]»
По этой причине аль-Байхакъи посчитал эти слова слабыми, и правильным является: «Поэтому, если кто то из вас забудет о молитве, пусть совершит ее, когда вспомнит о ней, а на следующий день (совершит) вовремя». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/152. _____________________________________ [1] То есть он считался у них знатоком религии. Прим. пер. [2] То есть пропущенную молитву.
[3] То есть, пусть совершит утреннюю молитву, время которой наступило, затем восполняя совершит вторую молитву, которую он пропустил вчера. См. «‘Аун аль-Ма’буд». [4] Также этот хадис передал ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 1/34. [5] Эти люди проспали утреннюю молитву, а после восхода солнца возместили ее.На следующий день они хотели помимо утренней молитвы совершить еще одну из-за того что проспали эту молитву, чтобы загладить свою вину, считая, что должны сделать больше из-за своей ошибки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Неужели вы думаете, что Аллах примет от вас риба, в то время как Он запретил его вам?». Он назвал их желание риба.
То есть молитва человека — это его долг перед Аллахом, и поэтому ему следует отдавать столько, сколько он должен, и не делать лишнего.
Аллах же знает об этом лучше всех!
Источник: http://hadis.info/xadis-o-dozvolennosti-vozmeshheniya-namaza/19788/
Три хадиса о намазе
وقد قال رسول الله صلَّى الله عليه وسلَّم: ((مَن توضَّأ فأسبغَ الوضوء، ثُم مشى إلى صلاةٍ مكتوبة، فصلاَّها مع الإمام، غُفِر له ذنبُه))[4
[4] صحيح: رواه ابن خزيمة (1489)، وأحمد (1/ 67)Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто совершит омовение тщательно, затем пойдёт на обязательный намаз и совершит его за имамом, будет прощён грех». Передали Ибн Хузейма и Ахмад, хадис достоверный.
قال رسول الله صلَّى الله عليه وسلَّم: ((ما من ثلاثةٍ في قرية ولا بَدْو لا تُقام فيهم الصَّلاة إلاَّ استحوذَ عليهم الشَّيطان، فعليك بالجماعة؛ فإنَّما يأكل الذِّئب القاصيةَ — (أي: المنفرِدة من الغنم) ))[8] [8] حسن: رواه أبو داود (547)، والنسائي (2/ 106)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не будет трёх человек в селе или в пустыне, не совершающих намаз, кроме как если ими овладеет шайтан. Совершай намаз в джамаате, поистине волк пожирает барашку, отбившуюся от стада». Передали ан-Насаи (106/2) и Абу Дауд (547).
فقد قال رسول الله صلَّى الله عليه وسلَّم: ((صلاة الرَّجُلين يؤمُّ أحدُهُما صاحِبَه أزكى عند الله من صلاة أربعةٍ تَتْرى — (يعنى فُرَادَى، كُلٌ بمفرده) — ، وصلاة أربعةٍ أزكى عند الله من صلاة ثمانيةٍ تَتْرى، وصلاة ثمانيةٍ يؤمُّهم أحدهم أزكى عند الله مِن صلاة مائةٍ تَتْرى))
[9] رواه الحاكم (3/ 685)، والبيهقي (3/ 61)، والطبراني في «الكبير» (19/ 36)Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Намаз двоих человек, когда один из них становится имамом, чище перед Аллахом, чем намаз четырёх, совершённый поодиночке.
Также намаз четверых лучше, когда один из них становится имамом, чем намаз восьмерых в одиночку, и намаз восьмерых лучше, если один из них становится их имамом, чем намаз сотни людей, совершённый не в коллективе».
Передал аль-Хаким (3/685); аль-Байхаки (3/61); ат-Табрани в «аль-Кабир» (19/36).
Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/23210
Мухаммад Закария Кандехлеви
ПодробностиАвтор: Admin
Существует столько высказываний Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), велящих читать намаз и объясняющих его ценности, что очень трудно охватить всех их в этой маленькой книге. Некоторые из них, тем не менее, приведены ниже для благословения.
1. Намаз был первым и основным делом, приказанным Аллахом Та‘аля, и он будет первым и основным делом, о котором будет спрошено в Судный День.
2. Бойтесь Аллаха в отношении намаза! Бойтесь Аллаха в отношении намаза! Бойтесь Аллаха в отношении намаза!
3. Намаз – это преграда между человеком и многобожием.
4. Намаз – это знак Ислама. Человек, который читает свои намазы вовремя, освободив свое сердце, выполняя все его требования, включая желательное, — истинно верующий.
5. Из всего приказанного Аллахом, иман и намаз — самые ценные. Если бы было какое-нибудь другое дело лучшее, чем намаз, тогда Аллах Та‘аля приказал бы его Своим ангелам, некоторые из которых находятся день и ночь в руку‘е, а другие в сажда.
6. Намаз – это столп Ислама.
7. Намаз унижает шайтана.
8. Намаз – это свет для муэмина.
9. Намаз – это лучший джихад.
10. Аллах Та‘аля направляет своѐполное внимание на человека, когда он начинает намаз. И это продолжается до тех пор, пока тот не закончит его.
11. Когда падает с неба какое-нибудь бедствие, оно отходит от людей, часто ходящих в мечеть.
12. Если человек по какой-либо причине попадѐт в джаханнам, огонь не будет жечь те части его тела, которые касались земли, когда он находился в сажда.
13. Огню запрещено касаться тех частей тела, которые касались земли во время сажда.
14. Из всех поступков Аллах любит больше всего совершѐнный вовремя намаз.
15. Аллаху больше всего нравится положение человека, когда он находится в сажда, прижимая свой лоб к земле в смирении.
16. Человек в сажда наиболее близок к Аллаху Та‘аля.
17. Намаз — это ключ от джанната (Рая).
18. Когда человек стоит в намазе, ворота джанната раскрыты, и все завесы между ним и Аллахом подняты (предположительно, что человек не портит свой намаз кашлем и так далее).
19. Человек в намазе (так сказать) стучится в дверь Царя царей, а дверь всегда открывается для того, кто стучится.
20. Положение намаза в Исламе, как головы на теле.
21. Намаз — это свет сердца. Кто хочет, тот пусть осветит своѐсердце (с помощью намаза).
22. Если человек хочет, чтобы его грехи были прощены Аллахом Та‘аля, он должен совершить, как следует, омовение, прочитать с богобоязненностью и смирением два или четыре рака‘ата обязательного или нафль намаза, и затем, сделать ду‘а Аллаху Та‘аля, прося прощения. Аллах Та‘аля простит его.
23. Любой участок земли, на котором вспоминался Аллах в намазе, гордится над остальной землей.
24. Аллах Та‘аля принимает ду‘а человека, который просит у Него после совершения двух рака‘атов намаза. Аллах дарует ему то, за что он просит ду‘а, иногда сразу же, а иногда (в его же интересах) позже.
25. Человек, который совершает два рака‘ата намаза в уединении, где никто, кроме Аллаха и Его ангелов, не видит его, получает освобождение от огня джаханнама.
26. Аллах отвечает на одно ду‘а человека после каждого совершѐнного им обязательного намаза.
27. Кто заботится о своѐм пятикратном намазе, внимательно и как следует совершает руку‘, сажда, омовение и так далее, тот обязательно войдѐт в джаннат, а джаханнаму будет запрещѐно его жечь.
28. Шайтан боится мусульманина, пока он внимателен к своему намазу, как только он пропускает его, шайтан храбреет и старается сбить его.
29. Самое превосходное дело – читать намаз в начале времени.
30. Намаз – это жертва богобоязненных.
31. Намаз в его ранние часы самое любимое Аллахом дело.
32. На рассвете некоторые люди идут в мечеть, а некоторые на базар. Те, кто идѐт в мечеть, они знаменосцы имана, а те, кто отправляется на базар, они знаменосцы шайтана.
33. Четыре рака‘ата перед зухр намазом имеют такую же награду, как четыре рака‘ата тахаджуда.
34. Четыре рака‘ата перед зухр намазом считаются равными (по награде) четырѐм рака‘атам тахаджуда.
35. Благословения Аллаха Та‘аля спускаются на человека, стоящего в намазе.
36. Самый превосходный намаз – это в полночь, но очень мало кто его совершает.
37. Ангел Джибраиль (‘алейхис салям) пришѐл ко мне и сказал: «О Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Сколько бы ты ни жил, ты умрѐшь в один день, кого бы ты ни любил, ты с ним расстанешься в один день. Истинно, ты получишь воздаяние за всѐ, что делаешь (хорошего или плохого).
Несомненно, честь для му’эмина в тахаджуде, и его достоинство в том, что он не надеется на людей и не ждѐт от них ничего».
38. Два рака‘ата намаза в поздние часы ночи более ценны, чем весь этот мир. Если бы не боязнь трудности для моих последователей, я бы сделал его обязательным.
39. Обязательно читайте тахаджуд, так как это путь праведных и средство приближения к Аллаху Та‘аля. Тахаджуд удерживает от грехов, является причиной их прощения, и улучшает здоровье тела.
40. Аллах Та‘аля говорит: «О, сын Адама! Не ленись читать четыре рака‘ата в раннюю часть дня, потому что я удовлетворю твои нужды в остальную часть дня».
В книгах хадисов часто приводятся ценности намаза и побуждения к его соблюдению. Приведѐнные выше сорок хадисов можно выучить и, таким образом, заработать награду за знание сорока хадисов. На самом деле, намаз есть огромное богатство, но это могут осознать лишь те, кто насладился его вкусом.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) называл его прохладой своих очей и проводил большую часть ночи, стоя перед Аллахом Та‘аля. По этой же самой причине, наш дорогой Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) даже на своѐм смертном ложе велел нам быть внимательными к своему намазу.
Сказано во многих хадисах, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) часто говорил: «Бойтесь Аллаха в отношении намаза».
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что он слышал, как Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Из всех дел, намаз — это самое дорогое для меня».
Источник: http://lezgidin.ru/stati2/na-russkom/khadis/981-mukhammad-zakariya-kandekhlevi-40-khadisov-o-namaze
«Кто, трижды услышав азан, не совершил намаз с коллективом, того причислят к лицемерам»
Коллективный намаз обязательно нужно совершать во всех населенных пунктах, в противном случае весь джамаат впадает в грех. Но для каждого человека это настоятельная сунна, которой Пророк (мир ему и благословение) придавал большое значение.
Между мусульманами, совершающими коллективный намаз, укрепляются дружеские отношения, они узнают радости и беды друг друга, так как встречаются пять раз в сутки. Для этого и построены мечети.
В этом состоит одна из многочисленных мудростей предписания коллективного намаза.
Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Коллективный намаз ценнее совершенного индивидуально в 27 раз».
Сподвижник Усман передает от Пророка (мир ему и благословение): «Кто посетит коллективный ночной намаз, тот подобен проводившему половину ночи в поклонении Аллаху (ибада). А кто пришел на утренний намаз – тот будто всю ночь провел в поклонении».
В хадисе также говорится: «Кто совершает все пять намазов коллективно, то его поклонением будут заполнены вся суша и море».
Хотя Шариат не обязывает строго каждого посещать коллективный намаз в мечети, упускать такую возможность глупо, тем более, что мало кто может совершать намаз полноценно, выполнив все условия, чтобы Аллах принял его у нас.
Если же человек совершает намаз в коллективе, то Аллах принимает его хотя бы ради того, что эти люди собрались на намаз, выполняя повеление Аллаха. Не забывайте о том, что шайтан старается всеми силами помешать нам посещать коллективные намазы, особенно в мечети.
Вспомните, сколько раз, имея возможность, мы не пошли в мечеть для совершения коллективного намаза! С намазом, совершенным коллективно в Доме Аллаха — мечети, не сравнится никакой другой вид поклонения.
Следующие изречения помогут нам понять, какое значение придавали коллективному намазу в мечети праведные мусульмане:
Саид ибн Мусайаб, один из табиунов, сказал: «В течение 20 лет я не слышал азана, оглашенного муэдзином, кроме как находясь в мечети». То есть он всегда приходил в мечеть еще до наступления времени намаза. Он также говорил, что за 40 лет ни разу не опоздал на вступительный такбир («Аллаху акбар»).
В хадисе говорится: «Я ничего не желаю из этого мира, кроме брата по вере, который поправляет меня, когда я ошибаюсь, дозволенного достаточного пропитания и коллективного намаза, который совершается с хузуром сердца».
Хузайфатбину аль-Ямани передал хадис: «Придет время, когда не будет ничего дороже трех вещей: дозволенных средств существования, приветливого, дружелюбного брата по вере и Сунны, которую ты соблюдаешь».
Праведные люди первых поколений говорили, что три вещи являются лучшими: следование Сунне, дозволенные деньги и коллективный намаз.
Хатам аль-Асам рассказывал: «Когда я пропустил один коллективный намаз, с соболезнованием ко мне пришел только Абу Исхак, а если бы у меня умер сын, то пришли бы десятки тысяч, потому что религиозная беда людям кажется незначительной по сравнению с мирской». Действительно, пропуск коллективного намаза многие не считают бедой, проявляя равнодушие, хотя все должно быть наоборот.
Ибну Аббас сказал: «Кто услышит азан, но не придет, чтобы совершить намаз с коллективом, тот как будто не желает себе добра». Абу Хурайра сказал: «Сыну Адама лучше заполнить уши горячим свинцом, чем слышать азан и не совершать намаз с коллективом без уважительной причины».
Во многих хадисах говорится о важности и значимости коллективного намаза. В одном из них сказано: «Кто, трижды услышав азан, не совершил намаз с коллективом, того причислят к лицемерам». В некоторых хадисах говорится, что намаз таких людей Аллах не принимает.
Когда Маймун бину Махран пришел к мечети, ему сказали, что люди ушли, совершив коллективный намаз. Тогда он сказал то, что обычно произносят в несчастье: «Инна лиллаhи ва инна илайhи раджи‘ун! Этот коллективный намаз для меня ценнее, чем власть над Ираком!».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершит в течение 40 дней все пять намазов в коллективе, не опаздывая на вступительный такбир вместе с имамом, того Аллах очистит от лицемерия и спасет от Ада». Некоторые говорят, что это относится к намазам в мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине.
В другом хадисе говорится: «Кто в течение сорока дней будет совершать утренний и ночной намазы с коллективом в мечети, тот спасется от Ада и лицемерия».
А также: «Кто в течение 40 дней, не опаздывая на вступительный такбир, совершит в мечети пять намазов с коллективом, тот заслуживает Рая».
Все эти достоверные хадисы передали имамы Бухари, Тирмизи, Байхаки, Ахмад.
Говорят, что в Судный день некоторые люди воскреснут с лицами, подобными сверкающим звёздам. Ангелы спросят их, чем они занимались. Они ответят: «Услышав азан, мы начинали готовиться к намазу, не отвлекаясь ни на что другое».
Другие воскреснут с лицами, подобными луне. Они скажут: «Мы ждали времени намаза и готовились к нему еще до азана». Лица некоторых воскресших будут подобны солнцу.
Они скажут: «Мы всегда слышали азан, находясь в мечети в ожидании намаза».
Рассказывают, что праведные мусульмане первых поколений соболезновали друг другу в течение трёх дней, если опаздывали на вступительный такбир, т. е. на начало джамаат-намаза, и в течение недели, если опаздывали на весь намаз. Все это показывает ценность коллективного намаза, особенно совершенного в мечети, и его значимость для истинных верующих.
Источник: http://www.islam.ru/content/veroeshenie/43343
Остерегайся проходить перед совершающим намаз
Посланник Аллаха сказал: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок — (Абу ан-Надар сказал: “Я не знаю, он упомянул сорок дней, месяцев или лет”.) — было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».
Аль-Бухари
Ибн Хузейма передал хадис, в котором сказано: «…сорок вёсен…». Ибн Хаджар признал его достоверным.
Этот хадис свидетельствует о том, что прохождение перед молящимся в месте совершения им земных поклонов является грехом и очень опасно.
Если бы проходящий знал, в какой грех он впадает, то согласился бы простоять сорок лет, ожидая окончания намаза.
Если же он пройдёт перед молящимся на значительном расстоянии от места совершения им земных поклонов, то на нём не будет греха, что понимается из текста этого хадиса.
Молящийся должен поставить перед собой какой-либо предмет, называемый в этом случае сутрой, который бы привлекал внимание людей и предостерегал их проходить перед ним.
По этому поводу посланник Аллаха сказал: «Если один из вас совершает намаз, то пусть отгородит себя от людей сутрой.
Если же кто-либо захочет пройти непосредственно перед ним, то его следует остановить за грудь; а если он воспротивится, то с ним нужно сражаться, ибо это — шайтан». Хадис согласован
Рассмотренный нами достоверный хадис, переданный имамом аль-Бухари, предостерегает от прохождения перед молящимся даже в Заповедной мечети в Мекке и в мечети посланника в Медине, так как посланник Аллаха произнёс эти слова, будучи в Мекке или Медине. На это указывают следующие факты:
Имам аль-Бухари в 1.
«Главе о необходимости отталкивания молящимся того, кто проходит перед ним», сказал: «Ибн Умар, читая молитвы засвидетельствования, ташаххуд, оттолкнул человека, проходящего перед ним в Каабе и сказал: “Если же он воспротивится, и не останется ничего, кроме как сразиться с ним, то ты должен сразиться с ним”».
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Кааба упоминается здесь для того, чтобы никто не подумал, что в ней можно проходить перед молящимся из-за того, что это очень людное место». Хадис, в котором упомянут этот случай в Каабе, передал шейх имама аль-Бухари Абу На‘им в написанной им книге о намазе.
Таким образом, проходить перед молящимся в месте, где он совершает земные поклоны, является опасным грехом, будь то в Заповедной мечети в Мекке или в ином месте, особенно если имеется сутра, что вытекает из упомянутых достоверных хадисов. Допускается же подобное только в исключительных и вынужденных случаях при сильной давке.
«Столпы Ислама и Веры, и что каждый мусульманин должен знать о своей религие»
Мухаммад Джамиль Зину
Источник: http://www.sawab.org/osteregajjsya-prokhodit-pered-sovershayushhim-namaz/
Некоторые хадисы о намазе в джамаате
Коллективный (джамаат) намаз состоит как минимум из двух людей: первый – тот, за кем совершают намаз (имам), второй – тот, кто совершает намаз за имамом (маъмум). Для мужчин совершать своевременный намаз в джамаате является фарз аль-кифая.
Фарз аль-кифая – это обязанность общества по отношению к Аллаhу, которая возлагается на то или иное общество в целом, но если ее выполнит минимальное количество из них, все освобождаются от ответственности и греха.
Таким образом, если мусульмане того или иного населенного пункта единогласно откажутся совершать джамаат-намаз, то все они впадают в грех, а если среди них кто-то совершит его, то грех со всех снимается.
Однако здесь нужно учитывать тот момент, что его нужно совершать не просто дома, но со всеми необходимыми условиями, как, например: совершение его в мечети, оглашение призыва к нему (азана) и т. д.
Но настоятельная желательность и важность джамаат-намаза касается каждого мусульманина лично. Есть множество хадисов, указывающих на ценность коллективного намаза. А именно:
Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллаh доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Вознаграждение за групповой намаз в двадцать семь раз превосходит вознаграждение за намаз, совершенный в одиночку» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Бывало так, что я хотел приказать нарубить дров и призвать людей на намаз, назначив кого-нибудь имамом, а потом прийти к тем, кто не явился на намаз, и сжечь их дома дотла! Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечерний намаз!» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари).
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллаh, также рассказывал: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаhа, явился слепой человек и сказал: “О Посланник Аллаhа! У меня нет поводыря, который провожал бы меня до мечети”.
Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, разрешил ему совершать намаз дома, но как только мужчина повернулся и собрался уйти, он спросил: “Слышишь ли ты азан (призыв на намаз)?” Он ответил: “Да”.
Тогда он сказал: “Отвечай же на него!”» (Этот хадис передал Муслим).
Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллаh доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Если молящийся услышал азан (призыв на намаз) и не явился на групповой намаз без уважительной причины, то его намаз не будет принят» (Этот хадис передали Ибн Маджа, ад-Даракутни, Ибн Хиббан и аль-Хаким, причем цепочка рассказчиков хадиса соответствует требованиям имама Муслима. Тем не менее некоторые богословы назвали этот хадис прерванным).
Передают, что Йазид ибн аль-Асвад, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал о том, как однажды он совершал рассветный намаз вместе с Посланником Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа.
Как только Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, завершил намаз, он увидел двух мужчин, которые не молились вместе с ним. Он подозвал их, и когда они подошли к нему, у них тряслись поджилки.
Он сказал:
«Что вам мешало совершить намаз вместе с нами?»
Они ответили:
«Мы уже совершили намаз дома».
Он сказал:
«Не делайте так. Если вы совершили намаз у себя дома, а затем пришли и увидели, что имам еще не молился, то совершайте намаз вместе с ним, и этот намаз для вас будет дополнительным» (Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, и текст хадиса принадлежит Ахмаду. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали этот хадис достоверным).
Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллаh, рассказывала: «Однажды, когда Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, заболел той болезнью, от которой он впоследствии скончался, наступило время намаза и прозвучал призыв к нему. Услышав его, он сказал: “Велите Абу Бакру руководить намазом!”
В ответ ему сказали: “Абу Бакр сильно опечален, и если он займет твое место, то не сможет руководить молитвой”.
Однако он повторил свои слова, а когда услышал такой же ответ, повторил сказанное им в третий раз и сказал: “Воистину, вы подобны женщинам, влюбившимся в Йусуфа! Велите же Абу Бакру руководить намазом!”
Абу Бакр вышел к людям и начал совершать намаз. В это время Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, почувствовал облегчение и вышел из дома, пошатываясь, с помощью двух человек, и я будто сейчас вижу, как он задевает ногами землю, будучи не в силах поднять их от боли.
Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, но Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, сделал ему знак оставаться на месте, после чего его подвели поближе и он сел рядом с Абу Бакром» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в одной из версий хадиса говорится: «Он сел слева от Абу Бакра, и начал руководить намазом сидя, а Абу Бакра в это время совершал намаз стоя.
При этом Абу Бакр молился, повторяя движения Пророка, мир ему и благословение Аллаhа, а люди молились, повторяя движения Абу Бакра»).
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Лучшим рядом для мужчин является первый, а худшим – последний. Лучшим рядом для женщины является последний, а худшим – первый» (Этот хадис передал Муслим).
Передают, что Убей ибн Ка‘б, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Намаз, совершенный вдвоем, чище намаза, совершенного в одиночку.
Намаз, совершенный втроем, чище намаза, совершенного вдвоем.
Чем больше число молящихся вместе, тем это милее великому и могучему Аллаhу» (Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным).
Источник: http://muslim.kz/ru/article/2048-nekotorye-hadisy-o-namaze-v-djamaatefunction-return-thisthisrepl.html
Содержимое