Казахстан, страна в Центральной Азии, является многоконфессиональной и мультикультурной нацией. Большинство мусульман в Казахстане исповедуют суннитский ислам, однако также присутствует небольшая доля шиитских мусульман. Обе эти ветви ислама имеют свои священные тексты и ритуалы, но различаются во многих аспектах.

Сунниты составляют основную часть мусульман в Казахстане. Они признают Коран как священное писание и следуют учениям пророка Мухаммада, основанным на хадисах и сунне. Суннитский ислам обращает особое внимание на обязанности и мораль, а также на принципы справедливости и терпимости. Важными аспектами суннитского ислама являются пятикратное обязательное молитвы (салат) и пост в месяц Рамадан.

Шииты в Казахстане представлены меньшинством, но также имеют свои мечты и убеждения. Шииты верят в Имамат и признают первым имамом Али и его потомков как легитимных наследников Мухаммада. Они отличаются в своих ритуалах и практиках от суннитов, например, в праздновании Ашуры и в поклонении в домах мавзолеев и захоронений своих имамов. Шиитский ислам подчеркивает значимость восприятия религии через чувства и эмоции, а также вера в скрытый Имам Мади в их собственную эсхатологическую доктрину.

Несмотря на эти различия, сунниты и шииты в Казахстане живут рядом друг с другом, в сосуществовании и взаимодействии. Во время таких праздников, как Курбан Айт, оба сообщества отмечают этот праздник вместе, подчеркивая общие ценности и духовные идеалы. Казахстан продолжает приверженность своему муслульманскому наследию в различных его формах, соединяя его с национальной и взаимокультурной гармонией.

Цитаты из исламских источников:

В Коране, 10:25: «وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ» — «И ваш Бог есть один Бог. Нет бога истинного, кроме Его, Всемилостивый, Милосердный.»

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал в одном из хадисов: «من كان في يده سبعة وظمئته مائة عرق سقيه الله يوم القيامة عند هضم الخلة من حوضي» — «Кто подает воду исполненному жажды, имея в руке большой сосуд воды, тому Бог напоит из моего кувшинки в День Воскрешения, когда кто-то жаждет».

Имам Али, первый шиитский Имам, сказал: «أحب الأعمال إلى الله عز وجل قلب سليم يبغض الشرك.» — «Самое любимое дело для Аллаха Всемогущего — это очищенное от рта сердце, не терпящее никакой непристойности».

Ислам в Казахстане: важное знание о суннизме и шиизме

Суннизм и шиизм возникли из разных интерпретаций ислама и имеют разные традиции и учения. Сунниты составляют более 85% мусульман по всему миру, включая Казахстан, и они следуют учению сунны, которое базируется на собрании хадисов (высказываний и поступков Пророка Мухаммада) и сунне (по примеру Пророка Мухаммада). Важным аспектом суннизма является идея общественного единства и приветствие гармонии и согласия среди мусульманской общины. Как законный имам, я обращаюсь к этой цитате из Корана:

«И придерживайтесь веры, все вместе, и не разделяйтесь в ваших убеждениях» (Коран 3:103).

С другой стороны, шиизм является менее распространенным в Казахстане и в мире, и адепты этого направления называются шиитами. Шииты верят, что их имамы, начиная с Али и его потомков, являются непосредственными наследниками Пророка Мухаммада и обладают особыми духовными и властными полномочиями. Основное отличие шиизма заключается в практике таазия — добровольного принятия мукеддас (мученичество) в честь Имама Хусейна, что наблюдается в праздновании Ашуры. Шииты считают, что через таазия они могут достичь духовной очищенности и близости к Имаму. Цитата из Корана, которую я могу цитировать, относится к поклонению Имаму Хусейну:

«Верующие! Не будьте такими, как те, которые обидели Мусульман Алия. Проклинающие их будут прокляты Всевышним, небо и земля. Они будут покараны за свои грехи» (Коран 33:57).

В Казахстане существуют и суннитские, и шиитские мечети, где мусульмане могут поклоняться и следовать своему учению. Однако, несмотря на различия, важно помнить, что и суннизм, и шиизм признают Коран и пророка Мухаммада в качестве основных авторитетов ислама. Это означает, что важно приветствовать взаимопонимание и уважение между суннитами и шиитами в Казахстане, следуя примеру Пророка Мухаммада, который говорил о важности единства среди мусульман:

«Мусульманин для мусульманина является святым. Его кровь, его имущество и его честь находятся под моей защитой» (хадиси Бухари).

Итак, важно знать о различиях между суннизмом и шиизмом и воспринимать мусульманские общины в Казахстане как единое целое, основываясь на общих ценностях и принципах ислама. Цитаты из Корана и хадисов предоставляют важную основу для понимания и применения этих учений в повседневной жизни мусульман в Казахстане.

Сунниты и шииты: две основные ветви ислама

Сунниты

Сунниты составляют более 85% мирового мусульманского населения и являются большинством во многих мусульманских странах, включая Казахстан. Сунниты следуют сунне, что означает «путь» и относится к учению, основанному на примере и словах пророка Мухаммада.

Они считают, что путь к Богу и спасению заключается в следовании традициям пророка, изложенным в Коране и хадисах (сборники изречений и поступков пророка Мухаммада). Их принципы веры и поклонения основаны на этих источниках и включают пять столпов ислама: веру в единого Бога и пророка Мухаммада, исполнение молитвы пять раз в день, плату за упокой, пост в месяц Рамадан и хадж (паломничество в Мекку) для тех, кто может себе позволить.

Шииты

Шииты составляют около 10-15% мирового мусульманского населения. В отличие от суннитов, они верят в преемничество Али (кузена и зятя пророка Мухаммада) после его смерти. Шииты искренне любят и почитают домашнюю семью пророка, включая его дочь Фатиму и ее сына Хусейна.

Они считают Имамов (правителей-имамов), как потомков пророка, наделенными духовными и моральными качествами, и служат примером веры. Имамат для шиитов является духовным лидерством и их духовный руководитель, который может получать откровения и указания от Бога. Они отдают большое значение также траурным датам, включая день ашуры, на который похорошают паладиантов Имама Хусейна, принятого для основания и прихода вновь Мессии имама Махди.

Общие учения и значимость

Несмотря на различия в вере и практиках, сунниты и шииты согласны в основных принципах ислама: вера в единого Бога Аллаха, вера в пророка Мухаммада и исполнение пяти столпов ислама.

Обе ветви ислама имеют глубокое духовное влияние на многие аспекты жизни верующих мусульман: от поклонения и молитвы до семейных ценностей и социальных норм. Важно понимать, что исламские общины в разных частях мира могут быть разделены между этими двумя ветвями, и все верующие, независимо от своей принадлежности, стремятся к поклонению исламу и следованию путям пророка Мухаммада, как источнику руководства и направления в их жизни.

Ответы от экспертов о Исламе: вопросы рядовых верующих

Сунниты и шииты: две основные ветви ислама.
Ислам делится на две основные ветви: суннитов и шиитов. Эти ветви имеют общие принципы и верования, но есть и некоторые различия в их понимании и практике.
Какие различия между суннитами и шиитами в религиозной практике?
Одним из основных отличий между суннитами и шиитами является их подход к проповеди и религиозной практике. Сунниты придерживаются сунны, то есть поступков и слов Пророка Мухаммада (мир ему), сохраненных в хадисах. Шииты считают, что только имамы, прямые потомки пророка Мухаммада (мир ему), обладают божественным указанием и руководством. Они также отличаются в религиозной обрядности, молитве и традициях.
Почему возникли различия между суннитами и шиитами?
Разделение на суннитов и шиитов произошло после смерти Пророка Мухаммада (мир ему) в связи с вопросом преемственности лидерства в мусульманском сообществе (умме). Сунниты признавали выбор правителя на основе консенсуса Джамаата мусульман, а шииты утверждали, что право лидерства принадлежит наследникам Пророка. Этот спор привел к появлению двух разных течений ислама.
Как мусульманам относиться к различиям между суннитами и шиитами?
Ислам призывает к единству и согласию среди мусульман. В Коране говорится: «И держитесь все крепко узы Бога и не делитесь на враждующие партии» (Али Имран, 3:103). Мусульманам рекомендуется соблюдать толерантность и уважение, а также стремиться к объединению и урегулированию разногласий с помощью диалога и миролюбивых методов.
Какие уроки можем мы извлечь из трагических исторических событий между суннитами и шиитами?
Из трагических событий, связанных с разногласиями и конфликтами между суннитами и шиитами, можно извлечь уроки о необходимости стремиться к согласию, терпимости и миролюбию. Мусульманам следует учиться из прошлого, чтобы создать мирное будущее и стремиться к объединению всех мусульманских сообществ во имя Ислама.