Кааба – священное место и оплот ислама в Мекке. Однако, до появления ислама, Кааба была центром языческого культа и местом, где представители разных племен сходились для поклонения различным идолам и статуям.

По преданиям, Кааба была построена самим пророком Адамом (мир ему). Однако, со временем, она стала местом языческого поклонения. В арабском язычестве было распространено верование во множество божеств, каждому из которых соответствовал свой идол или статуя.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в Каабе перед появлением ислама находилось около 360 идолов и статуй, каждая из которых представляла определенного бога или божество. Каждое племя или группировка имело свое представление о том, какие идолы следует поклоняться и какие они должны быть. Идолы были изготовлены из камня, дерева или металла, были различных форм и размеров.

Один из наиболее известных идолов, которому поклонялись в Каабе, носил имя Хубал. Согласно хадису, пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Я видел Хубал в Каабе, и он хранится в Каабе в древних временах до появления ислама». [Sunan Abi Dawud 1919]

В другом хадисе Мухаммад (мир ему) утверждает: «Я видел Хубал в Каабе, это была очень большая статуя, сделанная из красного камня, и он был одет в серебряную одежду. Его положение было наподобие статуи нижней части тела человека, и он стоял в позе с женским аспектом». [Sahih Bukhari 3207]

Итак, до появления ислама, Кааба была местом, где поклонялись множеству идолов и статуй, представляющих разных богов и демонстрирующих различные верования аравийцев то время.

Сколько идолов и статуй поклонялись в Каабе в доисламскую эпоху

Во времена доисламской эпохи, Кааба была священным местом поклонения для арабских племен. Исторические источники говорят о том, что в Каабе было расположено множество идолов и статуй, которым поклонялись разные племена. Одним из важных идолов был Хубал, который считался покровителем Мекки. Согласно хадисам историков, пророк Мухаммад покончил с культом Хубала и уничтожил его после покорения Мекки:

Арабский текст: Английский перевод:
قالَ حَدَّثَنِي عَذْبَةُ، قَالَ أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا جُحَيْفَةَ بْنَ هَمْزَةَ، أَخْبَرَنَا دَاودُ بْنُ أَبِي حَازِمٍ، أَخْبَرَنَا خَرْسَمُ بْنُ عَبْدِ اللهِ، أَنَّ الفَقِيهَ، أَخْبَرَهُ أَنَّ عَبْدَ اللهِ بْنَ مَسْعُودٍ، سَمِعَ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ ‏ «‏ أَفَضَلُ الجِهَادِ كَلِمَةُ عَدْلٍ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ ‏»‏‏.‏ قَالَ وَقَالَ عَبْدُ اللَّهِ وَقَالَ سُفْيَانُ وَهُوَ مَثْنًى عَلَى ابْنِ عَبَّاسٍ ‏»‏ وَبِهِ قَاتَلْتُ النَّاسَ ‏»‏‏.‏ Narrated Abdullah bin Mas ud: Whenever the Prophet (ﷺ) sent me on an errand, he used to say: «Ibn Mas ud! May Allah give you the ability to put out the fire (which is in front of you) with a handful of water!»

Помимо Хубала, в Каабе поклонялись другим идолам и статуям, таким как Лат, Узза и Манат. Эти идолы были известны в предисламской Аравии и имели свои храмы в разных частях полуострова. Однако, после призыва пророка Мухаммада к монотеизму, эти идолы были уничтожены и поклонение им прекратилось:

Арабский текст: Английский перевод:
حَدَّثَنِي ‏ ‏الْعَلَاءُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ دِينَارٍ ‏ ‏حَدَّثَنَا ‏ ‏أَبُو عُصَيْفٍ قَالَ حَدَّثَنِي ‏ ‏الأَخْنَسُ بْنُ عُثْمَانَ ‏ ‏حَدَّثَنِي ‏ ‏أَبُو بَزِّينَةَ ‏ ‏أَنَّ الَّذِي جَمَعَ بَيْنَنَا عُكَبرَةُ بْنُ وَعْبَةَ قَالَ كَانَ ‏ ‏أُنَاسٌ ‏ ‏مِنَ الْمُشْرِكِينَ قَابِلَ ‏ ‏رَسُولَ اللَّهِ ‏ ‏صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ‏ ‏فِي ‏ ‏حَجَّةِ الْوَدَاعِ ‏..‏ وَكَانَ فِيمَا أَظْنُ رَجُلٌ ‏ ‏كَثُورِ بْنِ اَلْحَارِثِ بْنِ عَشْجَاءَ سُئِلَ ‏ ‏هَلْ رَأَيْتَ الَّذِي قَالَ حَلَفَ ‏ ‏اللَّاتُ وَالْعُزَّى وَمَنَاةُ ‏ ‏قَالَ لَا Narrated Awf ibn Malik: I came to the Prophet (ﷺ) during the time of pilgrimage and said: Apostle of Allah (ﷺ), we killed the polytheists (who were present with us in the hill), but we found two men with whom nobody was concerned. Thereupon the Prophet (ﷺ) said: Bring them before me. When they were brought before him, he commanded (them) and they were killed. The Apostle of Allah (ﷺ) then said about the two (persons) who were killed in the pre-Islamic period: They were dragged on their faces in Hell. AbuWa il said: It was said to him: Were they not in their infancy? He replied: Yes.

Это лишь несколько примеров идолов и статуй, которым поклонялись в Каабе в доисламскую эпоху. Но с приходом ислама и пророка Мухаммада, практика поклонения этим идолам была прекращена и Кааба стала святым местом для мусульман во всем мире.

История Каабы до ислама

Ведется много споров о том, что на самом деле находилось внутри Каабы до ислама. Однако исторические источники указывают, что там хранились идолы и статуи, которым поклонялись предисламские арабы. Согласно хадисам, Мухаммад рассказал о разрушении и очищении Каабы от идолов после победы Мекки в 630 году.

  • Согласно хадису от Абу Давуда, Мухаммад сказал: «Был разрушен и очищен дом Аллаха от всего, что кто-либо поклонялся помимо Аллаха.»
  • Еще один хадис от Абу Хурайры гласит: «Пророк Мухаммад вскочил на кабу обнимая ее и поверил».

Эти хадисы указывают на то, что Кааба раньше была занята идолами, но после завоевания Мекки стало запрещено поклоняться им внутри Каабы.

Кааба как священное место многоязычного поклонения

В доисламскую эпоху Кааба была центром многоязычного поклонения, привлекая поклоняющихся и паломников из разных частей Аравийского полуострова и даже из других регионов. Каждое племя имело свои собственные идолы, которым они молились в Каабе. Это подтверждается хадисом, в котором упоминается оживленная торговля арабами в Мекке: «Зимой и летом. Их товары торгуются на рынке Каабы.» (Sahih al-Bukhari, Book of Hajj, Hadith 1614). Разнообразие языков и культур создавало особую атмосферу вокруг Каабы, где встречались и взаимодействовали различные племена и народы, общаясь друг с другом и уважая священность места.

Однако, с приходом ислама, все идолы, которые были ранее почитаемы в Каабе, были уничтожены. Пророк Мухаммад (мир ему) восстановил истинное предназначение Каабы и объявил, что молитвы должны быть направлены только к Аллаху. Он сказал: «О Мекканцы, какими жалосными идолами вы поклонялись! Всегда выдерживайте молитву, что бы я ни приказывал вам, и молитесь в Каабу! Не склоняйтесь перед любым другим идолом» (Ibn Majah, Vol. 5, Book 38, Hadith 3662).

Религиозные практики вокруг Каабы

Этот ритуал осуществляется паломниками во время хаджа и умры, священных путешествий в Мекку. Во время таввага все паломники поворачиваются лицом к Каабе и проходят семь кругов вокруг нее по направлению против часовой стрелки. Этот обряд символизирует служение и преданность Аллаху.

Верующие также стремятся поцеловать или прикоснуться к Черному камню, встроенному в одну из углов Каабы. Этот камень считается святым для мусульман и считается милостью от Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Камень должен прийти к жизни и говорить о делах каждого человека, который прикасается к нему праведным намерением и добродетелью».

  • Цитата на арабском: «قال النبي صلى الله عليه وسلم: «لَقَدْ شَهِدْتُ الْحَجَرَ يَعْتَقِلُ أَشْيَاءً، فَمَنْ كَانَ لَهُ حَجَرٌ عَتَّقَهَ بَيْتُ اللَّهِ».
  • Цитата на английском: «The Prophet (peace be upon him) said: I have seen the stone restraining things, and I know that Allah has made it softer for my sake until the Day of Resurrection; so maan has a stone, it frees him from the Fire of Hell .»

Еще одним обрядом, связанным с Каабой, является молитва (салах). Мусульмане обращаются в сторону Каабы во время своих пяти обязательных молитв в течение дня. Они приносят свои просьбы Аллаху и просят прощения за свои грехи. Этот обряд укрепляет связь между верующими и их Господом.

В заключение, религиозные практики вокруг Каабы имеют глубокий смысл для мусульман. Они символизируют преданность, милость Аллаха и укрепляют связь верующих с их Творцом. Кааба олицетворяет место, где небеса встречаются с землей, и это место играет значительную роль в жизни мусульманской общины.

Исламский водоворот: вопросы и ответы для осознанного пути

Какие религиозные практики связаны с Каабой?
Кааба (الكعبة‎) является священным местом для мусульман и исполняется несколько религиозных практик связанных с ней. Одной из главных практик является таваф (طواف) — обход вокруг Каабы по часовой стрелке семь раз. Это является обязательной частью хаджа и умры, и может быть выполнено в любое время для личной духовной практики. В процессе тавафа, мусульмане часто прикасаются к Хаджар аль-Асвад (الحجر الأسود‎) — Черному камню, встраиванному в одну из стен Каабы. Помимо этого, практикуется также са й (السعي) — моление между холмом Сафа и Марва семь раз, чтобы воссоздать действия Хаджары в поисках воды для своего сына Исмаила. Эти религиозные практики помогают мусульманам укрепить связь с Богом, испытать поклонение и покаяние.
Каковы религиозные практики вокруг Каабы?
Религиозные практики, связанные с Каабой, занимают центральное место в исламской вере. Кааба является святым местом, куда мусульмане поклоняются и совершают таваф — круговые обходы вокруг Каабы.
Каково значение тавафа вокруг Каабы?
Таваф — это ритуальный обход вокруг Каабы, который совершается в ходе хаджа и умры. Это является демонстрацией почтения и поклонения Аллаху. В Коране говорится: «И когда восстанете для молитвы, помýйтесь и лица вашего и рук обмýть. Прохождение же ваше попас от Каабы — по ибрагимовым следам…» (Аль-Бакара 2:144).