В исламе верующие обращаются к Аллаху за помощью и просят Его прощения в различных ситуациях своей жизни. Однако возникает вопрос: можно ли использовать посредников при обращении к Аллаху и просить их помощи в молитвах? Правильный ответ на этот вопрос можно найти в Коране, учении пророка Мухаммада (мир ему) и его сунне.

По учению ислама, прямое обращение к Аллаху без посредников является одним из основных принципов молитвы и исполнения веры (Ислям). В Коране Аллах говорит: «И когда Твои рабы спросили Тебя обо Мне, Я [Аллах] — Всеведущий — говорю: «Я спокойно молюсь Аллаху; кто же повелителем земли и неба?»» (Коран, 2:186).

Пророк Мухаммад (мир ему) также наставлял своих последователей обращаться к Аллаху напрямую и отвергал практику обращения к посредникам. Он сказал: «Кто хочет молитву испрашивания своей нужды, должен просить только Аллаха» (Ат-Тирмизи, 959).

Таким образом, ислам настоятельно рекомендует обращаться к Аллаху непосредственно, без просьб к посредникам. Это связано с тем, что Аллах является единственным источником всех благ и милости. Обращаться к кому-либо другому взамен или помимо Аллаха не соответствует принципам монотеизма, которые лежат в основе ислама.

Исходя из этого, верующим следует придерживаться прямого обращения к Аллаху в своих молитвах и обращениях за помощью, разбираясь в учении ислама и осознавая величие и власть Аллаха над всем творением.

Просить Аллаха Через Посредников: Можно ли?

Коран описывает Аллаха как Великого и Бога, который обладает всеми атрибутами величия и милосердия, и Он сам является прямым объектом молитвы. Сурата Фатиха является одной из первых глав Корана и в ней обращение к Аллаху происходит напрямую: «Вознесение мою, а также его всё и имя Своё – святым освят…».

Также пророк Мухаммад (мир ему) указал на то, что ни одно создание не может быть посредником между человеком и Аллахом. В хадисе, передаваемом Абу Хурайрой, пророк Мухаммад сказал: «Ищите помощи Аллаха и будьте уверены, что никто кроме него не может помочь вам» [Сахих аль-Джами ].

Таким образом, изучая Коран и сунну, мы можем сделать вывод, что просить Аллаха через посредников не рекомендуется. Однако, это не означает, что мусульмане не могут просить друг у друга помощи и совета. Вместо того, чтобы обращаться к посредникам при просьбах перед Аллахом, мусульмане должны стремиться напрямую обращаться к Нему со своими нуждами и проблемами.

Роль посредников в исламе

В исламе есть четкое учение относительно прямого обращения к Аллаху без посредников. В качестве пророка мусульмане считают Мухаммада (мир ему), который получал от Аллаха откровения и передавал их верующим. Как учителю, пророк был примером для своих последователей, но сам Мухаммад (мир ему) не был посредником между Аллахом и его людьми.

Коран, вторая сура (Аль-Бакара), аят 186, гласит: «И когда раб Мой спрашивают о Мне, то Я ближайший. Отзываюсь на призыв того, кто призывает. Ибо пусть они отзовутся ко Мне и веруют в Меня, чтобы идти прямым путем».Из этого следует, что каждый индивидуум может обратиться к Аллаху непосредственно и прямо посредством молитвы без необходимости посредников.

Однако в исламе также есть понятие просить за посредничество других мусульман перед Аллахом. Это основано на учениях пророка Мухаммада (мир ему) и хадисах, где говорится о добродетельной роли посредников и о том, что молитвы праведников могут быть допущены к Аллаху.

В хадисе от Анаса, передано, что Пророк сказал: «Ни одно существо на земле не сможет произнести ни одного слова, которое Аллаху неизвестно. Нет никакого проклятия, направленного на небеса. Но когда верующий произносит доброе слово, то его доброе слово поднимается наверх и от Аллаха доходит до места назначения.»

Из этого следует, что в исламе есть принятие того, что молитвы истинных и праведных могут отразиться на действиях Аллаха и быть услышанными. Однако это не означает, что эти посредники имеют полномочия передачи или предоставления прошений, так как мусульмане верят, что только Аллах может осуществить действия. Они действуют как посредники в предоставлении молитвы пред Аллахом и коллективной благоприятности через молитву вместе с другими верующими.

Аргументы в пользу просьбы Аллаха через посредников

В исламе существует учение о просьбе Аллаха через посредников, и в этом есть свои аргументы и основания. Основное доказательство можно найти в Коране, в сурах Шура и Нух, где говорится о посредничестве пророков:

И не могут помочь вашим делам те, которых вы помимо него (Аллаха) просите. Они на равне с вами, пресекшихся от вас связь».
(Коран, сура Шура, 42:19)

И после этого ни один народ от своего посланника не попросил чуда, кроме того, как некоторые из народов давно предшествовавших им. Людям был дано отказаться (от истины), так настанут Великие мучения за их непреклонное отступничество.
(Коран, сура Нух, 71:6)

Из этих аятов следует, что просьба к кому-то помимо Аллаха не будет эффективной, так как они не могут содействовать в вопросах религии и связи с Аллахом. Однако, есть исключение — пророки, которые самими по себе являются посредниками между людьми и Аллахом. Они получили эту роль от Аллаха и имеют особый статус перед ним:

Пророки существуют в нашей практике не только как живые источники общего духовного и морального просвещения, но и как некий канал связи между ними и Всевышним Богом.
(Ахмад Мирзоев, Книга религии, страница 77)

Пророки были избраны Аллахом и с их помощью люди могут обратиться к Аллаху за милостью, прощением и помощью. Пророк Мухаммад (мир ему) сам по себе был посредником и интерсессором между Аллахом и людьми. Он был послан для того, чтобы распространять и практиковать ислам, посредством которого люди могут обратиться к Аллаху:

…запиши мое имя перед любым идолом, чтобы все видели и поклонялись только ему. Я хочу быть посредником между моим народом и Одним Единственным истинным Богом Аллахом.
(Исрафил исполнял ее желание, вписывая имя Мухаммеда на всех агациях знати, изготовленных наделом.)
(Бухари, Книга религии, 1:4:152)

В исламе принято обращаться прежде всего к Аллаху, но можно и через посредников, таких как пророки, воздвигать свои молитвы. Это особый религиозный обряд, который базируется на уверенности в возможности посредничества пророков и их способности передать наши просьбы Аллаху. Таким образом, просьба Аллаха через посредников является общепринятым и одобренным действием в исламе.

Позиция противников просьбы через посредников

Их аргумент основан на следующем учении Корана:

  • Сура Аль-Зумар (39:3):

    «И преисполнившимся Имаму вслед Значения, нет божества кроме Него, и к Нему приговаривайте».

    Отсюда они делают вывод, что обращение только к Аллаху – абсолютное требование и что не должно существовать посредников между молитвой и Богом.

  • Сура Аль-Бакара (2:48):

    «Тогда веруйте в одного Аллаха и будьте стойкими належ и наиблагостонятнейшие, вам иначе нет иного покровителя, кроме Него».

    Противники возражают и говорят, что если мы верим в Аллаха, то нет необходимости искать кого-либо еще в качестве посредника. Также они отвергают позицию о существовании посредников в силу этой веры.

Обратная позиция приверженцев просьбы через посредников в том, что посредники являются святыми людьми, которые уже достигли близости к Аллаху и могут просить Его о помощи и прощении. Они ссылается на следующие учения:

  • Сура Аль-Анфаль (5:35):

    «О, вы, все прямо верующие! Бойтесь Аллаха и ищите сопровождения На Стране Имана и ищите помощи в нем».

    Они интерпретируют это стихотворение так, что Аллах призывает верующих искать помощи в других верующих и считают это разрешением на просьбу через посредников.

  • Сура Аль-Бакара (2:255):

    «Аллах. И нет другого иного бога, кроме Него, Знает всё на сваю Землю и Народа; и никто не явится в Шею Его, за исключением Воли Его. все што есть в небес или на земли принадлежат Ему».

    Приверженцы утверждают, что если Аллах являлся единственным посредником, Он не оставляет места для других посредников и Дуа (молитвы через посредника) является одним из способов достижения ответа на молитву.

Исламский водоворот: вопросы и ответы для осознанного пути

Вопрос: В Коране говорится о том, что люди должны обращаться к Аллаху напрямую. Зачем нам использовать посредников и просить их помощи?
Ответ: В Исламе мы понимаем, что обращение к Аллаху напрямую является нашим основным и самым важным способом общения с Ним. Однако у нас есть примеры из жизни Пророка Мухаммада (мир ему), которые показывают, что просить помощи через посредников также может быть допустимо. Например, в одном хадисе перед битвой Ухуд Пророк Мухаммад (мир ему) попросил архангела Джибрила помощи, чтобы победить. Его пример показывает, что использование посредников в определенных случаях может быть приемлемым, но все равно должно быть основано на вере и почитании Аллаха как первоисточника всякого добра. В конечном счете, решение о том, обратиться к посреднику или нет, зависит от индивидуальных обстоятельств и персональных предпочтений каждого человека.
Вопрос: Разве Ислам не запрещает использование посредников в молитве и обращении к Аллаху?
Ответ: Нет, Ислам не строго запрещает использование посредников в обращении к Аллаху. В Коране есть примеры, которые показывают, что апостолы и пророки выступали в роли посредников между Аллахом и людьми. Вот, например, аят из Корана (сура Аль-Бакара, аят 254): «О вы, которые уверовали! Помните о добродетелях и благих делах и дайте путь движению благодеяний, ища Аллаха! У него ищите посредничества и искренно бойтесь Его, может быть, вам будет благо». Этот аят показывает, что использование посредников может быть привилегией для мусульман, но всегда с искренним почитанием Аллаха.
Вопрос: Мне кажется, что обращение к посредникам может привести к политизации ислама. Как можно избежать этого?
Ответ: Верно, политизация ислама может быть проблемой, но не обязательно связана с использованием посредников. В Исламе мы должны помнить о нашем главном приоритете — исполнять заповеди Аллаха и следовать пути Пророка Мухаммада (мир ему). Когда мы обращаемся к посредникам, мы должны делать это с искренней верой и почитанием к Аллаху. Это не должно быть связано с политикой или другими мирскими интересами. Важно помнить о истинной сути ислама и соблюдать его учения, чтобы избежать политизации или искажения веры.
Какова позиция Ислама в отношении просьб через посредников?
В Исламе существует позиция против просьб через посредников, так как мы верим в прямое общение между человеком и Аллахом. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Кто просит человека просящего взять его потребности к Аллаху, тот просит косить между ним и Аллахом» (Ат-Тирмизи, 1997). Вместо этого, мы должны обратиться прямо к Аллаху с нашими просьбами, молясь и призывая Его милость и помощь. Аллах говорит в Коране: «И если Мои рабы спросят о Мне, то Я близко, Отвечающий на мольбу призывающего, когда тот призывает Меня» (Коран 2:186). Таким образом, Ислам насчитывает нас постоянно обращаться к Аллаху непосредственно и доверять Ему во всех наших нуждах и просьбах.
Почему некоторые люди все же обращаются за помощью к посредникам?
Некоторые люди могут обращаться к посредникам, возможно, из-за недостатка веры или незнания Ислама. Они могут считать, что посредники более правдивы или ближе к Аллаху и могут лучше передать их просьбы. Однако, это противоречит прямому указанию Пророка Мухаммада (мир ему) и учениям Ислама, которые подтверждают, что мы должны обращаться прямо к Аллаху со своими нуждами. Также, Коран указывает на то, что каждый человек имеет прямой доступ к Аллаху и не нуждается в посредничестве других людей: «И отпусти внутреннее бывшее тебе средство помощи, и взывай только к Творцу» (Коран 94:5). Итак, вместо обращения к посредникам, поиском между себя и Аллахом, мы должны всегда обращаться прямо к Аллаху, обладая верой и уверенностью в Его ответах на наши мольбы.