Философия задается множеством вопросов о природе нашего существования и мира вокруг нас. Один из центральных вопросов, занимающих умы древних философов и ученых, состоит в определении первичности духа и материи — а то, что обозначает термин «первичность»?
Согласно исламской вере, Коран — священное писание мусульман, открывает нам мудрость и позволяет нам изучать философские вопросы. В Коране говорится:
«Аллах есть Первиноначальное, знающее все» (Коран 57:3)
Эта цитата указывает на то, что Аллах — Всеведущий и Первородный, он существо, которое стоит вне времени и пространства. Он создал вселенную и всё, что в ней находится. Эта цитата подтверждает существование единого и превышающего материю духа.
Важным аспектом исламской веры является учение пророка Мухаммада (мир ему) и соблюдение его сунны — примеров его жизни и учения. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Воистину, душа является светом от Аллаха» (Мусульманский, 218)
Эта цитата подтверждает идею о том, что душа является божественным светом, которым она получает от Аллаха. Душа существует независимо от материи и является первичной. Она приходит от Аллаха и возвращается к нему после смерти.
Ислам научает нас, что дух является первичным, а материя — вторичной. Дух является ключевым элементом, который придает смысл материи, а также определяет цели и действия человека. Он направляет наши мысли, чувства и поведение.
Обратиться к Корану, учению пророка Мухаммада (мир ему), хадисам и сунне позволяет нам получить руководство по решению философских вопросов о первичности духа и материи. Эти учения и писания проповедуют идею о том, что душа является первичной, вечной и божественной, а материя — вторичной и подчиненной духу.
Философия о первичности духа и материи: основной вопрос
Согласно исламской доктрине, Аллах является создателем всего сущего, включая духи и материю. В Коране говорится: «Он начал создание человека из глины” (Сура 32:7) и «И когда Господь ваш из живота Адама взял из них потомство его и поставил их подтверждая поклянием, «Не Я ли ваш Господь?» они сказали: «Да, мы свидетели» (Сура 7:172). Эти и другие аят, или стихи, указывают на то, что Аллах является источником иначе как духовного, так и материального существования.
Согласно учениям пророка Мухаммада (мир ему) и его сунне, физический мир изначально был покрыт водой, и Аллах создал духовное существо, первым из которых был ангел Иблис. Иблис отказался поклоняться Адаму и был изгнан из Рая. Это указывает на то, что духовное бытие, представленное Иблисом, существовало до материального существования Адама. Таким образом, ислам подтверждает первичность духа перед материей.
В исламе также великое значение придается объединению духовного и материального. Человеку дано свободное волею выбирать путь повиновения Аллаху или отвержения Его. «В самом деле, мы указали человеку путь, без благодарности или нераскаяния» (Сура 76:3). Человек является объединением духовного и физического и должен стремиться к балансу между ними в своей жизни.
Итак, основной вопрос философии о первичности духа и материи в исламе связан с верой в Аллаха как создателя всего сущего. Духовное существо является первичным и предшествует материальному миру, но их объединение в человеке играет важную роль в его жизни. Ислам призывает человека стремиться к гармоничному взаимодействию духовного и физического, чтобы достичь духовного и материального благополучия.
Философский дебат: дух или материя как первичность
Когда речь идет о философии духа и материи, следует отметить, что ислам не отрицает важность обоих составляющих. Духовная составляющая играет решающую роль в нашем существовании и влияет на наши поступки и выборы. Коран учит нас, что Аллах наделил нас разумом и свободой воли, чтобы мы могли принимать решения и выбирать правильный путь.
Цитата из Корана (Сура 17, аят 84):
قُلْ كُلٍّ يَعْمَلُ عَلَىٰ شَاكِلَتِهِ فَرَبُّكُمْ أَعْلَمُ بِمَنْ هُوَ أَهْدَىٰ سَبِيلًا
Перевод на русский язык:
Скажи: «Каждый действует по замыслу своему, а Ваш Господь лучше знает кто из них наилучшим образом следует правильному пути.»
Этот аят показывает, что каждый человек делает свой выбор в соответствии со своими намерениями и замыслами. Однако, Аллах — Господь, Который лучше всех знает, кто из нас идет по истинному пути.
Если говорить о роли материи, ислам признает важность пространства и времени, в которых мы существуем. Наш мир состоит из различных материальных вещей и феноменов, которые мы должны учиться использовать в соответствии с указаниями Аллаха и пророка Мухаммада (мир ему).
Говоряя о роли материи, приведем пример из хадисов:
حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ الْمَازِنِيُّ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عُبَيْدِ بْنِ نُمَيْرٍ، عَنِ ابْنِ شِهَابِ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَمْرِو بْنِ حَلِيسٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ خَالِقَ الْخَلْقِ يَقُولُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ « أَيْنَ الَّذِينَ يَأْخُذُونَ مِنْ الْجَنَّةِ بِغَيْرِ حَقٍّ قَالَ هَاؤُمُ الْجَنَّةِ بِغَيْرِ حَقٍّ قَالَ اسْتَدْنُوا فَرَفَعَ بَعْضُ الأَصَابِعِ السَّبَابَةِ وَالْإِبْهَامِ . »
Перевод на русский язык:
Абу Хурайру сообщил, что в День Воскресения Создатель сотворения (Аллах) спросит: «Где те, кто получал ради ложь часть в Раю?». Люди скажут: «Они здесь». Создатель сотворения (Аллах) скажет: «Просите руки». Некоторые люди поднимут указательный и большой пальцы…
Этот хадис говорит о том, что материальные вещи, полученные неправомерно или с ложными притязаниями, не принесут счастья или блага в долгосрочной перспективе. Лишь путь и действия в соответствии с волей Аллаха и исламскими принципами могут привести к настоящему успеху в этой жизни и в вечности.
Таким образом, философский дебат о духе и материи может быть интересным, но в исламе учение гласит, что их существование и взаимосвязь определяет Аллах. Мы должны признать и ценить оба аспекта, но следовать указаниям Аллаха и учениям пророка Мухаммада (мир ему) в поисках истинного руководства и решения наших жизненных проблем.
Ислам в фокусе: вопросы и ответы для активного погружения