Сафара — это один из месяцев в исламском календаре, время, когда пророк Мухаммад (мир ему) часто отправлялся в поездки. В этот период возникают вопросы о том, можно ли совмещать определенные намазы, чтобы облегчить путешествие или другие обстоятельства.

Вопрос о совмещении вечернего и ночного намазов в сафаре, вызывает определенные сомнения. Однако нам следует обратиться к Корану и сунне, чтобы получить ясное понимание этого вопроса.

В исламе мы обучаемся примерам и наставлениям, оставленным пророком Мухаммадом (мир ему) в сфере богослужения. В одном из хадисов, пророк Мухаммад (мир ему) говорит:

«Хачу , однако умирает мой народ (мусульмане), что принимаем компенсацию времени , а я оставил вам две компенсации Коран и мою семью , Ахл-байт .»

«Aakhirati ummati al ham-lane minka sadak-katan, waw arith-toka» (Sheikh Saduq, Al-Wasa il)

На основании этого хадиса можно заключить, что пророк Мухаммад (мир ему) оставил своим последователям важное наставление — придерживаться Корана и Ахл-байт (семьи пророка) в их духовных практиках.

В Коране Аллах говорит:

«И совершай намаз в океане запада (по зрению) Солнцу, пред рассветом и у времени ночи. Будь уверен в Боге, всегда, ибо Он, кто Творит то, каки человек, Любящи самы быстрый оборот, Рабб (гренше Бог), говорит, что является праведным и справедливым » (Коран 17:78)

«Wa aqimi a lss al trust shamsa-ila ghas aa l-layl wa qur an a l-fajr. Куни рабина в анаа, в анаа Muhammad, Дин я показавшая вашу пребывания увидеть Бога, Аыада алльаах » (Sayyidi Abdul Qadir джиляни, Гунья Талиб-талби)

Из этой цитаты можно сделать вывод, что Аллах обращается к нам, чтобы мы совершали намазы перед закатом солнца и после того, как солнце скрылось за горизонтом. Это указывает на то, что совмещение вечернего и ночного намазов не является рекомендованным действием с точки зрения религиозного обязательства.

Итак, четкое понимание, основанное на Коране и сунне, указывает, что совмещение вечернего и ночного намазов в сафаре не является желательным или рекомендуемым. Все мусульмане, особенно те, кто путешествует или находится в сафаре, должны стремиться выполнять оба намаза в свои отведенные времена, чтобы поддерживать духовную связь с Аллахом так, как это наилучшим образом рекомендовано в исламе.

Понятие сафара и его значение в исламе

Имамы и исламские ученые ссылаются на Коран и суны пророка Мухаммада (мира ему) для подтверждения важности сафара в исламе. В Коране говорится: «О, верующие! Если вы предприняли путь дальше, совмещайте намаз, ибо у кого нет возможности совершить его незадолго до заката», [аль-Ниса, 101]. Этот аят указывает, что во время путешествия мусульмане имеют возможность совмещать намазы и выполнять их в более удобное для них время.

Значение сафара в исламе

  • Освобождение от некоторых религиозных ограничений: Во время сафара мусульманам разрешено совмещать намазы и упростить исполнение других религиозных обязанностей. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Совмещайте (намазы), если вы находитесь в пути, обремененном опасностью» [Бухари]. Это позволяет людям облегчить бремя выполнения религиозных обязанностей в непривычных условиях сафара.
  • Признание необходимости путешествия: Сафар также признается как неотъемлемая часть жизни мусульман. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Анас (бин Малик) рассказывает о том, что некто спросил: «Проиллюстрируй для нас (религию) легкостью (сафар) и его трудностью.» Он сказал: «Кто поселяется на своем месте жительства, то 3 дня сафар для него обязательны. Путешествие (между городами) является сафаром – на нем поститься, а также давать садаку. Если некто надолго отправил на свою местность, то постить и давать садаку – это тоже сафар». [Бухари]. Это указывает на то, что путешествия важны для мусульман и должны учитываться при выполнении религиозных обязанностей.
  • Сохранение духовной связи: В хадисе говорится: «Мусульманину, находящемуся в сафаре, все его добрые дела удваиваются» [Абу Дауд]. Это указывает на то, что мусульмане в пути должны стремиться сохранить связь с Богом и выполнять свои религиозные обязанности с большей преданностью.

Особенности и правила совмещения намазов в сафаре

В Исламе мы учимся принимать решения, основываясь на наших знаниях и понимании веры. Когда мы находимся на путешествии или находимся в сафаре, возникает вопрос о совмещении намазов. Давайте посмотрим на особенности и правила этой практики, основываясь на Коране, учении пророка Мухаммада (мир ему), хадисах и сунне.

Когда нахожусь в сафаре и сталкиваюсь с необходимостью совместить вечерний и ночной намазы, я могу обратиться к хадису пророка Мухаммада (мир ему), который говорит: «Пророк (мир ему) совмещал молитву Магриб и Иша в Медине сразу после прихода времени Магриб» (сахих аль-Бухари 1147). Это указывает на то, что в тяжелых условиях, каких-то ограничениях или в путешествии, мы можем объединять намазы для удобства и совмещения.

В Исламе есть концепция «резидент» и «путешественник». Когда мы находимся в сафаре, мы считаемся путешественниками, и у нас есть определенные правила. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Путешественник имеет право на сокращение (четырех) рекомендуемых намазов» (сахих аль-Бухари 1112). Это означает, что когда я на пути или в сафаре, я могу не выполнять солнечные ичтикары (рекомендуемые намазы), и сосредоточиться на обязательных намазах.

Если я хочу совместить вечерний и ночной намазы в сафаре, я могу следовать примеру пророка Мухаммада (мир ему), который также совмещал эти намазы. Например, в хадисе говориться: «Пророк (мир ему) совмещал молитву Магриб и Иша в Муздалифе в день Большого Хаджа, совмещая их прилично и при помощи двух вызовов» (сахих ат-Тирмизи 468). Это указывает на то, что даже во время паломничества или в особых местах, мы можем совмещать намазы, чтобы облегчить себе выполнение религиозных обязательств.

Мнения ученых о возможности совмещения вечернего и ночного намазов

Приверженцы одной из точек зрения указывают на некоторые хадисы, которые можно толковать как разрешающие совмещение вечернего и ночного намазов. Например, хадис, передаваемый в сборнике «Сахих аль-Бухари» гласит: «Пророк Мухаммад (мир ему) совместил между собой молитву аль-Магриб и молитву аль-Иша в Медине без что-либо объяснять или упоминая о путешествии и дожде». Этот пример кажется подтверждением возможности совмещения намазов, даже если нет явных обстоятельств для этого.

Тем не менее, противники совмещения намазов, основываясь на других хадисах, приводят аргументы в пользу отдельного выполнения каждого из них. Например, в сборнике хадисов «Муслим» говорится: «Когда Расулуллах (мир ему) разъехался на сафар, он никогда не совмещал намазы, а возвращаясь, он также никогда не совмещал намазы». Они полагают, что этот хадис является указанием на то, что совмещение намазов возможно только в сафаре, а не в повседневной жизни.

Несмотря на различия в мнениях ученых, большинство согласны в том, что истинное значение исламской религии заключается в подчинении воле Аллаха, а не в деталях религиозного обряда. Ислам наставляет верующих быть справедливыми, сострадательными и близкими друг к другу. Вместо того чтобы погружаться в споры о совмещении намазов, мы должны стремиться быть хорошими мусульманами и служить другим людям. В конечном счете, Аллах знает наши сердца и намерения, и Он является единственным судьей нашего вероучения и поклонения.

Просветление через вопросы о Исламе: найдите ответы здесь

Вопрос: Мнения ученых о возможности совмещения вечернего и ночного намазов?
Ответ: В исламе есть разные мнения ученых относительно совмещения вечернего и ночного намазов. За совмещение данных намазов есть примеры исключительных ситуаций, когда это допускалось. В хадисе, передаваемом Абу Хурейрой, пророк Мухаммад (мир ему) говорит: «Ночною молитву совмещайте с дневними намазами, потому что иногда вы спите, а ночных молитв совсем не делаете.» (Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмиди)
Вопрос: Какие еще аргументы звучат в пользу совмещения вечернего и ночного намазов?
Ответ: В исламской традиции есть еще несколько аргументов, поддерживающих совмещение вечернего и ночного намазов. Например, имам Шафии говорит, что совмещение намазов удобно в путешествиях и во время непогоды. Другой аргумент — экономия времени и упрощение ритуала, особенно для людей, занятых работой или учебой.
Вопрос: Каковы контраргументы против совмещения вечернего и ночного намазов?
Ответ: Однако, существуют и контраргументы против совмещения вечернего и ночного намазов. Например, многие ученые утверждают, что пророк Мухаммад (мир ему) никогда не совмещал эти намазы, за исключением исключительных случаев. Согласно одному из хадисов, передаваемых Абдуллахом ибн Умаром, пророк Мухаммад (мир ему) говорит: «Кто совмещает ночной и вечерний намаз до того, как наступила ночь, совершает намаз заранее» (Мухаммад ибн Исхак, Мамалик, Шафии)
Вопрос: Что сказано о совмещении намазов в Коране?
Ответ: В Коране нет явного указания на совмещение вечернего и ночного намазов. Но есть аят, который говорит о преимуществах ночной молитвы. В Сурах Аль-Исра (17:79) говорится: «И по ночам при чтении Корана не спеши.» Это указывает на важность и значимость ночной молитвы.